Блок пользователя
Регистрация на нашем сайте позволит вам общаться на форумах и получить доступ к другому полезному функционалу
Вы вошли как Гость

Человекопонятный URL или ЧПУ: оптимизируем ссылки для поисковых систем

  • 492 просмотра
  • 25 ноября, 2023
  • Обновлено: 25 ноября, 2023
  • admin
  • Время чтения: 5 минут
  • 3 (Подробно)
Человекопонятный URL как важный фактор поисковой оптимизации сайта

Формирование человекопонятных урлов – при всей их важности – часто недооценивается или не понимается разработчиками сайтов. Это некая совместная вотчина разработчика и оптимизатора, правильная реализация которой не поможет вашему проекту взлететь до небес, но станет одной из “ступенек” к этим высотам.

Прежде чем начать обсуждать правильность урлов, стоит разобраться в понятиях и формулировках. Надо сказать, что соответствующих терминов существует немало, и многие из них практически не отражают вкладываемый в них смысл.

В англоязычном сегменте используются следующие термины:

  • search engine-friendly URL,
  • user-friendly URL,
  • pretty URL,
  • clean URL.

В рунете им чаще всего соответствует такое понятие, как человекопонятный URL или ЧПУ. Сложно объяснить, почему урл должен быть понятен именно и только человеку – скорее это своего рода укоренившийся традиционный термин. Для меня более привычной является формулировка “семантичный URL”, хотя при желании и к ней можно придраться.

Наиболее нейтральными можно считать вариант “простой или полнотекстовый URL”. Именно так мы и будем называть предмет нашей публикации.

Вообще, говоря о правильных урлах, многие часто уходят в область использования в них ключевых фраз. Это не является темой нашего сегодняшнего обсуждения. Тем не менее, заметим, что в качестве фактора ранжирования ключевые слова в урлах уже практически утратили свою важность. Настолько, что ими можно пренебречь. А вот технически правильный урл важен для любого поисковика.

Какой человекопонятный URL можно называть правильным, а какой – нет?

Примеры дружественного и недружественного урла обычно сводятся к следующим:

// Недружественный
https://site.tpl/page.php?category=blog&id=123

// Дружественный
https://site.tpl/blog/123

// Еще более дружественный
https://site.tpl/blog/very-important-title

В первом случае мы имеем ссылку, в которой использованы параметры – category и id. Выражаясь более понятным языком, это ссылка скорее техническая или необработанная.

Два других варианта выглядят проще и понятнее. Но самое главное – они передают некую структуру. Понятно, что страница принадлежит разделу blog. А вторая ссылка передает также и название страницы. Но так ли все однозначно? Начнем по порядку.

Факторы дружественности: структурность и иерархия

Понятие дружественности довольно субъективно, особенно, применительно к ссылкам на сайтах. Для многих наш первый пример совершенно не покажется “неприветливым”. Тем не менее, нюансы существуют. Прежде всего, вложенность может быть более глубокой, чем приведенная в нашем примере. Cotonti Siena (и многие другие движки) в таком случае не передаст всю иерархию страницы. Это, пожалуй, и есть тот самый главный фактор. Спорить сейчас о том, что набирать на клавиатуре человекопонятные урлы проще мы не будем, поскольку ни те ни другие никто уже давно “руками” не набирает. Более того, большинство поисковиков вообще склонно скрывать ссылки в поисковой выдаче, используя в качестве анкора название страницы.

Кстати, многие “специалисты” настаивают на том, что все урлы сайта должны иметь так называемый первый уровень вложенности (или УВ1). Это еще одно заблуждение, которое не только не передаст структуру вашего сайта поисковой системе, но и создаст совершенно не нужные проблемы для веб-разработчика. Структура есть всегда, и в ней всегда есть место страницам с разным уровнем вложенности, в том числе и с УВ1.

А вот излишней вложенности надо избегать. Так, некоторые системы вынуждают разработчика использовать избыточные разделы, например:

https://site.tpl/category/smartphones

Здесь явно лишней выглядит раздел category, который в определенных ситуациях используют некоторые CMS. 

В Cotonti Siena функционал структуры прекрасно проработан, а для страниц с УВ1 используется прекрасно кастомизируемый “специальный” раздел system

Факторы дружественности: краткость и простота

KISS (Keep It Short & Simple) – это универсальный прием, которому есть место и в правилах формирования урлов. Мы не станем (как некоторые радикально мыслящие авторы) утверждать, что посетители сайтов склонны реже кликать по ссылкам с длинными урлами. Более того, нам думается, что большинство их них вообще не обращает внимание на семантику урлов. Тем не менее, работать над структурой надо. Правильно проработанная, она окажет положительное влияние и на урлы вашего сайта.

Не плодите слишком много подразделов, планируйте на будущее и не бойтесь возможных исправлений. Это нормальный процесс, а неразрешимых задач не существует.

Стоит ли использовать в урлах алиасы страниц?

Мнений по этому поводу много. “Хардкорные” оптимизаторы настаивают на том, что название страницы (естественно, с ключевыми фразами) должно отражаться и в урле, например:

https://site.tpl/blog/chto-takoe-pravilnye-urly-i-ede-ih-ispolzovat-pri-sozdanii-sajtov

Выглядит действительно странно и далеко не коротко. К тому же не будем забывать и о том, что наличие ключевых запросов в урле уже давно не актуально. Многие авторы не рекомендуют использовать алиасы страниц, поскольку тематика или заголовок страницы может измениться. Аргумент слабый – хотя бы по той причине, что для таких случаев существует 301 редирект. Тем не менее, использование алиасов, особенно слишком длинных, не добавляет естественности к урлам и лишает их компактности. Поэтому с причиной не согласимся, а вот рекомендацию примем:

// Хороший URL
https://site.tpl/blog/123

Технические требования к полнотекстовым урлам

В дополнение ко всему сказанному выше, существует определенный негласный стандарт, который надо знать и которого стоит придерживаться при создании структуры сайта и формировании соответствующих ей урлов:

  1. В качестве разделителей слов используйте дефисы вместо знаков подчеркивания.
  2. Используйте в урлах только нижний регистр. Избегайте урлов, написанных капсами.
  3. В сложных ситуациях старайтесь делать урлы максимально естественными.
  4. В урлах избегайте сложных фраз.
  5. Решите вопрос с “избыточными” разделами типа category.

Концевой слэш

Последнее, о чем хотелось бы упомянуть, это использование концевых слэшей. Одно время этот вопрос вызывал массу дискуссий и сводился к тому, что концевой слэш должен быть только у разделов. Причем это были далеко не слухи: Worldwide Web Consortium (W3C) рекомендовал использовать обратные слэши в качестве индикаторов отношений “родитель / потомок”:

// Это раздел
https://site.tpl/blog/

// Это страница
https://site.tpl/blog

Google также достаточно последовательно говорил о том, что концевой слэш это атрибут раздела, в то время как его отсутствие или наличие .html подтверждает что это страница. Правда если дочитать до конца рекомендации поисковика, то можно наткнуться на любопытный финал:

… you’re free to choose whichever you like.

Другими словами, как вам нравится, так и делайте. Собственно, четких границ между страницей и разделом не существует: страница может быть разделом, а пустой раздел использоваться в качестве страницы. Так что за руки вас держать никто не станет.

Выводы и заключение

Формирование урлов – важный технический аспект. Пренебрегать им нельзя, но и зацикливаться не стоит. Каждый URL вашего сайта должен быть естественным и простым. Главная его задача – отражать структуру. Будьте готовыми к тому, что поисковик в один момент захочет пройтись по всем ее составляющим. Формируйте разделы из простых, но значимых слов – одно, максимум два, разделенных дефисом. Алиасы используйте короткие и только для системных страниц с УВ1.

Но главное правило мы бы сформулировали так: урлы сайта должны выглядеть максимально просто, понятно и естественно. Нескучной вам разработки!

Аватар

5. admin

  • 28.11.2023 11:36
  1. Убедиться что на сервере подключен mod_rewrite
  2. Скопировать / переименовать sef-urls.htaccess в .htaccess
  3. Установить плагин и выбрать в настройках пресет Handy
Аватар

4. Kabak

  • 28.11.2023 11:23

Что необходимо, чтобы плагин URL Editor  нормально работал ?

Аватар

3. admin

  • 27.11.2023 09:18

Что касается слитного написания, то это скорее про домены. Пользователи более спокойно относятся к доменным именам без тире. Опять же, это скорее из области эмпиризма, чем по каким-либо объективным причинам.

Аватар

2. Крамер

  • 26.11.2023 21:33

В Google вообще работают интересные люди. Сперва убеждают в том, что ключи в урлах на ранжирование не влияют, а потом настаивают на том, чтобы слова в них разделяли дефисами. И чтобы никак иначе! А то поисковик не сможет правильно слова отделить друг от друга.

Аватар

1. spectre

  • 26.11.2023 17:44

Спасибо за статью! Никогда особенно не задумывался про дефисы или подчеркивания. Иногда вообще слитно пишу алиасы.

Новый комментарий

Имя:
Для редактирования комментария осталось 10 минут