Добро пожаловать на сайт SEDBY

Блог – это: памятка для разработчика нишевых frontend тем

Популярные запросы: тема Omnis, плагин Pagelist, Cotonti 0.9.24.2, ЧПУ, Font Face

  • 37 просмотров
  • 4 сентября, 2024
  • Обновлено: 12 сентября, 2024
  • admin
  • Время чтения: 7 минут
  • 2 (Подробно)

Блог как понятие обозначает категорию веб-сайтов, представляющую из себя онлайновый дневник или сборник хронологически систематизированных записей. Поскольку тематичность блогов довольно велика, формат постов (записей) определить сложно. Это может быть описание событий, новости и их анализ, обзоры и отзывы и т. д.

Тематически посты классифицируются согласно разделам, в которых они размещаются. Для этого также используется один из самых типовых функциональных признаков блога – хэштеги, а более также универсальный функционал: поиск и проч.

История возникновения термина блог

Изначально блог именовался как веблог (weblog). Такое название более точно определяло сущность своего субъекта: web + log, дословно “сетевой журнал”. Для русскоязычного пользователя слово журнал в данном случае не совсем точно отражает реалию. Речь не о виде печатного СМИ, а о своего рода дневнике – например как в английском shiplog (судовой журнал).

Ниша веблогов оказалась весьма удачной и популярной. Как и любые другие типы сайтов, веблоги получили тематичность. Разработчики программного обеспечения одними из первых их начали использовать для публикации своих мыслей, задумок и идей, т. е. всего того, что в рутинной работе всегда остается “за кадром”. Вслед за этим формат веблогов взяла на вооружение на тот момент обезличенная масса пользователей, которые жаждали аудитории, с которой можно было бы делиться тематическим контентом. Крупные компании завели свои корпоративные “дневники”.

В какой-то момент в соответствии с законами развития языка слово weblog потеряло первый слог и стало короче. В результате мы получили термин блог. Он получил компактность, определенную оригинальность и – что важнее – возможность образовывать новые слова. Так появились, например, техноблоги, видеоблоги, фотоблоги и автоблоги.

Типовой функционал блога

Любой блог формируется вокруг ленты постов – списка публикаций, сформированном в определенном (чаще хронологическом по убыванию дат) порядке. Однако кроме вопроса “что нового?” посетитель блога может задавать и другие. Например, “что есть похожего?”, “покажи посты за январь 2023 года” или что-то еще более специфичное. Для ответов на эти вопросы в блогах используется определенный набор возможностей. Но прежде поговорим о другом.

Адаптивность

Как минимум трое из четырех посетителей будут просматривать ваш блог с экрана мобильного устройства. Именно поэтому адаптивная (responsive) верстка должна рассматриваться как обязательный момент при разработке блога. 

Собственно, разделение “один к трем” уже становится стандартным и для другим ниш. Так что отсюда логично вытекает и принцип Mobile First, т. е. подход, при котором стили “добавляются” по мере увеличения ширины экрана. Напомним, что принцип Desktop First технически не является ошибкой, но – в силу указанной выше причины – встречается все реже и реже.

Теперь перейдем к контенту и связанному с ним функционалу.

Лента постов

Пожалуй, самый важный элемент в блоге – это лента. Технически под этим подразумевается последовательность постов, публикуемая в хронологическом (по убыванию даты) порядке.

Лента постов используется в двух основных локациях блога:

  • главная страница,
  • раздел.

Соответственно, ее внешний вид должен быть единым. В экосистеме Cotonti Siena это реализуется с помощью функции cot_page_enum() (или плагина Pagelist) и базового функционала модуля Page соответственно.

Лента постов блога Engaget
Лента постов блога Engaget

Не забываем про такой сопутствующий ленте элемент, как блок паджинации. Если на главной реализуется “листание”, оно должно быть оформлено в едином стиле с паджинатором разделов.

Нельзя забывать и про страницы результатов поиска по сайту и по хэш-тегам. Их также необходимо привести в единый с лентой вид.

Рубрикатор

Схожие по тематике посты практически всегда объединяются в разделы. Например, если вы ведете кулинарный блог, в качестве разделов можно использовать следующие варианты:

  • кухни различных стран,
  • типы постов (рецепты, обзоры, лайфхаки и проч).

В конечном результате решать все вам, т.е. владельцу блога или блоггеру. Поэтому на этапе планирования структуры блога (а именно ее отражает рубрикатор) необходимо принимать важное решение – уходить в более продуктивную узкотематическую нишу или сразу пытаться охватить максимальное количество направлений.

Ошибки в изначальном планировании возможны, но фатальными их считать не стоит: для исправления ситуации просто придется поработать с редиректами.

При классическом подходе рубрикатор желательно включать в навигацию блога – чтобы посетитель мог быстро перемещаться по вашим тематическим разделам.

Рубрикатор автоблога Jalopnik продублирован в навигации
Рубрикатор автоблога Jalopnik продублирован в навигации

Хэштеги

Тему хэштегов мы уже попробовали раскрыть, и, в принципе, ничего особенно сложного здесь нет. Конечно, как и любой другой функционал, хэштеги необходимо использовать рационально. Напомним, что это своего рода альтернативный рубрикатор, с помощью которого пытливый читатель может найти дополнительный тематический контент и проведет немало полезного времени за его чтением.

Иногда ссылка на хэш-тег может оказаться достаточно удачной и популярной для того, чтобы включить ее в навигацию блога.

Злоупотреблять хэштегами ни в коем случае нельзя: лучше с самого начала составить для себя алгоритм их использования, включая необходимость в добавлении свойства rel=”nofollow” к хэш-теговым ссылкам или даже запрет на их индексирование в файле robots.txt

Поиск

Конечно, без поиска по сайту никуда не деться. Это последний (и наиболее точный) вариант для вашего читателя найти необходимый или схожий контент. Если не уходить в излишнюю концептуальность дизайна блога и следовать принципу KISS (keep it short and simple), то форму поиска оптимальнее всего разместить во всегда видимой области шапки сайта. 

В отдельных случаях поиск можно разместить в модальном окне, активируемом с помощью узнаваемой иконки. Таким образом можно сэкономить место в шапке, особенно в мобильной версии блога. 

Часто иконку поиска группируют вместе с кнопками соцсетей и авторизации.

Форма поиска с популярными запросами в блоге TheTruthAboutCars
Форма поиска с популярными запросами в блоге TheTruthAboutCars

Фильтры и сортировка

Данный функционал интересен, хоть в блогах и встречается нечасто. В отличие от интернет-магазина, сортировка по названию вряд ли будет актуальной. Манипулировать придется скорее датами публикаций. Интересной может стать возможность выборки (фильтра) постов по периоду, в который они были опубликованы. Сортировка скорее всего ограничится просмотрами постов – если вы уверены что виджета “Лучшие публикации” для этого недостаточно.

В данную группу можно включить функционал “ХХ постов на странице”. С ее помощью можно регулировать количество записей, выводимых при листании раздела.

Авторизация

Довольно спорный элемент в блоге. Необходимость в нем зависит от прогнозируемого уровня вовлеченности ваших читателей. В большинстве случаев все же лучше придерживаться правила, при котором задачи решаются по мере их поступления. На начальном этапе вас вряд ли будет ожидать очередь страждущих зарегистрироваться, а анонимные комментарии и форма обратной связи смогут решить все вопросы по коммуникации с посетителями. 

Если же ваши посты вместе с просмотрами начнут набирать и комментарии, стоит подумать о том, чтобы предложить посетителям регистрацию – если это перевесит необходимость в прохождении проверок через CAPTCHA.

Навигация

Многое из указанного выше обычно размещается в блоке навигации шапки блога. Для пользователя навигация может стать удобным способом перемещения по разделам сайта. Это, собственно, и является главной вашей задачей. Поэтому не стоит увлекаться вложенностью и использованием мудреных многоуровневых dropdowns.

Если все же структура или рубрикатор у вас слишком объемны, используйте для навигации модальные окна или бутстраповский offcanvas. Сюда можно “спрятать” также, например, форму поиска.

В качестве индикатора навигации в мобильной версии пользователь чаще всего ожидает увидеть иконку “гамбургера” или “двоеточие”.

Спартанского вида навигация сайта AutoBlog
Спартанского вида навигация сайта AutoBlog
В раскрытом виде все так же предельно просто
В раскрытом виде все так же предельно просто

Заключение

Блог – это нетребовательный к функционалу нишевый тип сайтов. Подтверждение этому можно найти, внимательно рассмотрев десяток выбранных навскидку действующих блогов. Да, многие (если не большинство) из них значительно разрослись по тематикам, вследствие чего рубрикаторы стали более “ветвистыми”, а главные страницы усложнились (правда скорее за счет группировок постов в тематические блоки).

Тем не менее, базовый функционал и элементы интерфейса остаются прежними – будь то Engaget, Gizmodo или Indie Hackers, Autoblog, Jalopnik или SpeedHunters.

Cotonti Siena можно считать движком, на базе которого можно быстро разработать блог любой тематики и эффективно развивать и модернизировать его. Функционал, который вы обнаружите в дистрибутиве, вкупе с несколькими узкоспециализированными плагинами, распространяемыми на бесплатной основе, – вот все, что потребуется среднестатистическому разработчику. Frontend тема и собственный блог станут отличной стартовой площадкой для вашего знакомства с движком Cotonti и его многочисленными достоинствами.

Интересной вам разработки!

Ранее мы обсуждали особенности плагина HTML Purifier из дистрибутива Cotonti Siena.

Аватар

А почему бы и не держаться?) С одной стороны, соцсеть исключительно хороша тем, что весь инструментарий (включая витрину и модуль оплаты) уже готов, бесплатен и всегда под рукой. Страницы соцсетей нормально индексируются поисковиками, так что, с учетом некоторых особенностей, они даже могут являться хоть слегка суррогатным, но все же сайтом.

С другой же, практически отсутствует возможность кастомизаций и доработок функционала. И самое главное: результат вашей работы всегда будет оставаться в пределах соцсети. Возможно и есть примеры того, как социальный контент экспортировали в классический сайт, но это, скорее, из области экзотики.

Аватар

А еще никто не уходит с концами в соцсети или в Ютуб. Используют для продвижения - да, но за формат веб-сайта держатся и довольно настойчиво.

Аватар

Спасибо за интересную подборку. Блоги-миллионники действительно живут и процветают при минимальном функционале. Вот уж действительно Content Is King.

Новый комментарий

Имя:
Для редактирования комментария осталось 10 минут
Блок пользователя
Регистрация на нашем сайте позволит вам общаться на форумах и получить доступ к другому полезному функционалу
Вы вошли как Гость